До 90% хозяйств Центральной России сталкиваются с проблемой переуплотнения почвы. Эксперты предлагают снижать давление на почву путем оптимизации и переоборудования машинно-тракторного парка хозяйства.

Сельхозшины сверхнизкого давления для переуплотненных почв

За последние 7-10 лет в связи с интенсификацией сельского хозяйства в России особенно актуальной стала проблема машинной деградации почв. Увеличилось не только количество техники, которая выезжает на поля 12-15 раз за сезон, но и ее вес. Так, средний вес трактора сегодня составляет 10-20 т, а зерноуборочного комбайна — 30 т, самоходного свеклоуборочного — 50-60 т.

Как отмечает журнал «Агротехника и технологии», негативные результаты уже наблюдаются на юге России, где потенциал урожайности кукурузы по уровню солнечной энергии составляет до 250 ц/га, пшеницы — до 180 ц/га, но такие урожаи получить уже давно не удается получить. Тормозят развитие потенциала не только механические обработки, но и в первую очередь снижение из-за переуплотнения содержания гумуса и влагоудерживающей способности почвы. В тех регионах, где есть дефицит осадков, вода стекает с поверхности поля или быстро испаряется, тех же, где осадков переизбыток, наоборот происходит застой влаги, вымокание растений и образованием «водоемов» на почве. Все это в конечном итоге значительно снижает урожайность. Особенно чувствительны к переуплотнению почвы сахарная свекла, кукуруза, а также стержневой корневой системой: подсолнечник, горох, соя, рапс, и др.

Как отмечают эксперты, опрошенные новым изданием, многие фермеры рассчитывают на систему нулевой обработки почвы (No-Till), при которой почва не обрабатывается, а ее поверхность укрывается специально измельченными остатками растений — мульчей. Однако в результате почва продолжает уплотняться и ее урожайность падает.

В качестве первого шага для решения проблемы эксперты предлагают снижать давление на почву путем оптимизации и переоборудования машинно-тракторного парка хозяйства. Одна из рекомендаций производителей техники — не перекачивать колеса, следить за давлением, которое должно быть выше 1,1 бар. Специалисты советует проверять давление «методом трех елочек»: отпечаток правильно накачанной шины на ровной поверхности должен быть не менее трех «елочек» в рисунке протектора. Такое пятно контакта будет оптимальным. При этом работать с таким давлением позволяют лишь специальные шины бескамерные, низкого и сверхнизкого давления. Как правило, такие шины имеют больший размер, мягкую и прочную боковину. За счет этой боковины шины могут растягиваться как в ширину, так и в длину, увеличивая при этом пятно контакта. Снизить давление на почву на 6-7 кг/см 2 можно также при помощи широкопрофильной резины. Основными поставщиками сельхозшин сверхнизкого давления на наш рынок можно назвать компании Trelleborg и Mitas.

Евгений Козлов
менеджер отдела продаж сельскохозяйственных шин в России и СНГ
группы компаний Trelleborg

В основном мировые производители предлагают сельхозрынку две технологии специальных шин: с очень низким давлением в поле — IF (Improved Flexion) и недавно разработанную VF (Very Flexible). Шины, сделанные по технологии IF, могут работать с давлением 1-1,2 бар, при этом грузоподъемность шины увеличивается на 20% по сравнению обычной радиальной сельскохозяйственной шиной. Шины VF мягче и могут работать с супернизким давлением — от 0,6 до 0,8 бар. При этом грузоподъемность шины вырастает на 40%. Как правило, такие модели используются для тракторов и комбайнов с автоматической регулировкой давления в шинах. Но использовать такие шины можно лишь при условии установки более широких дисков. И если стандартные шины имеют размер 710/70R 42, то шины VF — 710/60R 42. Работая с шинами VF, необходимо внимательно следить за давлением.

По материалам журнала «Агротехника и технологии».